Самая прибыльная жила в сфере получения финансов, является коммунальное хозяйство. Собственника и арендаторы жилых площадей, вынуждены оплачивать счета, выставляемые за жилищно-коммунальное хозяйство, иногда даже на автомате, что подстегивает злоумышленников придумывать схемы отбора денег. Ежедневно схемы обмана граждан расширяются и обновляются, рассмотрим самые популярные схемы мошенничества:
У приборов учета есть срок эксплуатации, при закачивании которого счетчик учета может выдавать информацию как занижая, так и завышая показатели, в связи с этим, по истечению срока эксплуатации счетчика его принято заменять или осуществлять калибровку (проверку).
Зная это, мошенники придумали следующую схему, прикрываясь несуществующими фирмами или фирмами однодневками по почтовым ящикам раскидываются брошюры о необходимости заменить или проверить счетчик учета, возможны совершения телефонных звонков. Если собственник совершает звонок на указанный в брошюре номер телефона, ему сообщают, что только малая доля счетчиков учета после проверки показывает верные показания и лучше заменить счетчики сразу. Но если собственник настоит, лишь на проверки, мастер может сделать лишь видимость проверки.
Схема мошенничества проста, создается фирма однодневка со схожим на УК названием, она не имеет необходимых для проведения данных работ документов, тем самым проведенная замена или проверка счетчика считается не действительной, и кроме прочего будет сулить штраф за срыв пломб. Часто в качестве мастеров выступают наводчики и воры домушники.
Узнать срок службы счетчика можно из паспорта изделия или позвонив в свою УК, кроме того, получая такую брошюру обратите внимание на следующие:
Верной тактикой будет, при необходимости замены или проверки счетчика учета, самостоятельно позвонить в УК, не используя при этом сторонние номера и рекламы, по их совету воспользоваться списком допущенных компаний.
Злоумышленники вынимают квитанцию из почтового ящика собственника, заменяя ее своей, иногда полностью имитируя платежный документы УК. Собственник получая такую квитанцию производит оплату на счета мошенников. Подлог выясняется только, при получении оригинальной квитанции или в ходе появления задолженности.
При оплате по квитанции, обратите внимание на счет, сличив его с предыдущей квитанцией, или при оплате через банковские приложение воспользуйтесь шаблоном платежа. В случаи не состыковки счетов, или их смены, УК обязано предупредить собственника об этом, во всех других случаях необходимо звонить в УК.
Просрочка платежа более 2-х месяцев, дает право компании поставщику прекратить работу с собственником, то есть отключить свет или газ. Мошенники используют следующую схему для выманивания денег с жертвы, а именно производя рассылку от имени компании о образовавшемся долге. Рассылка может быть как в бумажном, так и в виде смс. В рассылке указывается долг, телефон для связи и ссылка (фишинговая ссылка). Если жертва позвонит по указанному телефону или перейдет по ссылке, ей будет предложено срочно оплатить задолженность используя банковскую карту.
При получении подобных сообщений, с целью проверки осуществите звонок на прямую в компанию поставщика или в вашу УК, для получения разъяснений. Любую задолженность можно проверить зная номер личного счета или номер договора.
Собственникам жилья рассылается информационный листа или производится звонки по домашним телефонам в котором сообщается, что в связи с необходимостью производства текущего ремонта жилищных помещений, работ по ремонту пластиковых окон, продувке вентиляции или диагностики газового оборудования представителями УК, горводоканала, администрации предлагается провести эти мероприятия по льготной цене, ниже рыночной. Данный вид мошенничества в первую очередь направлен на пожилых граждан, льготников и пенсионеров. После получения согласия от собственника, ему предлагается перевести аванс на определенный счет и ожидать прибытия представителей для заключения контракта.
Каждый подобный звонок необходимо проверять, а именно, совершить звонок в организацию, которая проводит льготные работы, обязательно по номеру телефона указанного на официальном сайте или в платежном документе, полученном ранее.
Качество подаваемых услуг строго регламентируется САНПинами и ГОСТами, отхождение от этих норм вызывает недовольство и раздражение, мошенники представляясь представителями компаний поставщиков воды, газ, электричества или самэпидемстанции, пользуясь несовершенством получаемых услуг, входят в квартиру для якобы проверки качества воды, замера сопротивления электрического тока или проверки утечки газа. Осуществив проверку мошенники сообщают, что вода не пригодна для питья, газ пропускает, а напряжение в сети недостаточно, а так как, для решения этой проблемы необходимо заменить все трубы или все электропровода, предлагают приобрести чудо фильтры или иное оборудование.
Чаще всего чудо вещь на проверке ничего не стоит, но такие модификации могут реально причинить вред собственнику помещения, если данное оборудование будет установлено допустим на газовый котел.
Каждый представитель компании поставщика или УК имеет специальное удостоверение, кроме того по требованию собственника он обязан предъявить паспорт, и при любых случаях необходимо осуществить звонок в компанию с целью уточнения проводимых представителем работ.
Все мошеннические схемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно объединить по следующим признакам:
Любая схема мошенничества в первую очередь рассчитана на поверхностные знания жертвы о вопросе, не желанием проверки полученной от мошенника информации и не внимательность.
Совершив звонок в УК или компанию поставщика можно сразу разрушить всю схему, поэтому мошенники много говорят, убеждая в своей правоте. Обращая внимания на описанные выше признаки мошенничества позволят не попасться в схему обмана.
Знаете, где орудуют мошенники? Смело сдавайте их в «Мошеловку»!