Top.Mail.Ru
telegram vk ok

Мошенничество с доставкой с маркетплейсов: в опасности продавцы

Время чтения: ~6 минут

Покупая товар с рук, люди обычно более насторожены, чем если выступают в роли продавцов. Но именно в ситуации, когда человек не ожидает никаких проблем, он становится легкой жертвой для мошенников.

В Рунете работает несколько досок объявлений, где продаются товары с рук. Это, например, «Авито», «Юла» и другие. На них и орудуют мошенники.

Чаще всего в положении жертв оказываются продавцы, которые:

  • не имеют опыта продаж на площадке или продали одну-две вещи;
  • выставили товар стоимостью от нескольких тысяч рублей (обычно – от 10 000 руб. и выше);
  • не читали или невнимательно читали правила пользования площадкой – этот факт мошенники выясняют за один-два вопроса.

Основных схемы обмана продавцов три.

В первой покупатель теряет деньги в сумме цены, объявленной за товар, а возможно – и не один раз.

  1. Мошенник откликается на объявление.
  2. Он предлагает воспользоваться доставкой сервиса (располагающий ход: везде пишут, что эта доставка безопасна).
  3. В большинстве случаев пользователь не сталкивался с этой доставкой и просит «покупателя» разъяснить ему правила вместо того, чтобы прочесть самому на сайте, где он находится.
  4. Для разъяснений разговор переводят в мессенджер, привязанный к номеру телефона (WhatsApp, Telegram, Viber и др). Неопытный продавец воспринимает это позитивно: он думает, что теперь у него есть номер телефона покупателя, но это не так: мошенники используют подменные номера.
  5. В мессенджере аферист сообщает, что он оплатил покупку, и присылает ссылку, якобы чтобы продавец подтвердил доставку и получил деньги.
  6. Ссылка ведет на фишинговый сайт, оформленный очень похоже на личный кабинет продавца на доске объявлений. Мошенник просит продавца нажать кнопку «подтвердить доставку».
  7. Нажав кнопку, жертва переходит на форму для введения платежных данных карты, на которую должны поступить деньги.
  8. После введения данных продавцу приходит SMS с кодом подтверждения списания средств. Если ввести код, то деньги, предсказуемо, спишутся. Однако мошенники в процессе отвлекают жертву и убеждают, что это банк опечатался, а на самом деле будет зачисление.
  9. Жертва вводит код, деньги уходят мошеннику.
  10. Если жертва сообщает мошеннику, что деньги не пришли или что произошло списание, злоумышленник советует повторить операцию, и потерянная сумма удваивается.

Вариация схемы – звонок по телефону якобы от техподдержки доски объявлений. Это возможно, если продавец, регистрируя профиль, не скрыл свои контакты. Поддельный сотрудник сообщает, что продавцу выслали ссылку на форму для получения денег. Ссылка ведет на ту же форму на фишинговом сайте.

Чтобы уберечься от этого типа мошенничества, нужно:

  • внимательно читать правила пользования сервисом и верить им, а не другим пользователям;
  • при регистрации отключить все способы связи с вами, кроме внутреннего чата площадки – здесь пользователей предупреждают о возможных мошеннических действиях;
  • ни в коем случае не переходить в мессенджеры или пользоваться другими способами связи, даже если покупателю «неудобно» пользоваться чатом площадки;
  • внимательно читайте SMS от банка: в них технически невозможно перепутать пополнение и списание, к тому же для пополнения код не требуется;
  • чтобы перевести деньги на карту, нужен только номер, а дата выпуска и CVV необходимы, когда что-то нужно оплатить.

При второй схеме деньги покупателя остаются на месте, но товар он теряет.

  1. Мошенник оформляет два разных аккаунта на доске объявлений.
  2. Он находит неопытного продавца.
  3. Злоумышленник покупает товар сам у себя и получает настоящий трек-номер доставки.
  4. Он отправляет номер продавцу, притворяясь техподдержкой доски объявлений.
  5. Продавец приносит товар в пункт доставки, называет трек-номер и отправляет товар.
  6. Продажи через доску объявлений не было, поэтому денег он не получает.

Чтобы не попасться на эту схему, нужно изучить в правилах пользования сервисом, как выглядят реальные уведомления о продаже, и тщательно проверять поступившие сообщения на подлинность. Если возникают сомнения, нужно связаться с поддержкой сервиса.

Третья схема – подмена при возврате товара.

  1. Мошенник оформляет покупку товара, который, согласно правилам сервиса, можно вернуть в течение 15 дней.
  2. Через некоторое время он оформляет возврат, но кладет в коробку не тот товар, который продавец отправил ему.

Продавец остается без товара, деньги он вынужден вернуть.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно проводить фото- и видеосъемку отправки товара и получения возврата. В случае проблем нужно зафиксировать их и связаться с администрацией сервиса. Тогда деньги покупателю возвращать не придется.

Мошенники торопят жертву, не давая ей задуматься. Именно спешка приводит к элементарным ошибкам, которые допускают продавцы. Если при подготовке сделки на сайте объявлений вас вынуждают спешить, возьмите тайм-аут. Продавец ничего не теряет до тех пор, пока собственноручно не перевел деньги мошенникам. На хороший товар обязательно найдется другой покупатель.