Top.Mail.Ru
telegram vk ok

Более шестисот миллионов – на ветер: как обманывали омичей в 2021 году

Время чтения: ~7 минут

По данным средств массовой информации, с середины двадцатых чисел февраля текущего года случаев встреч с телефонными обманщиками в Омской области было зарегистрировано значительно меньше, чем ранее. Фальшивые банковские службы безопасности практически перестали беспокоить область.

Из-за действий жуликов, которые прикрывались благими намерениями несуществующих банковских сотрудников, омичи в прошлом нередко обнаруживали огромные потери своих накоплений. Суммы ущерба разнятся: кто-то терял несколько десятков тысяч единиц отечественной валюты, а кто-то умудрился отдать мошенникам и несколько миллионов. Многие граждане оказались заемщиками кредитных средств, которыми теперь пользуются жулики, кто-то остался должен знакомым и родственникам… Некоторые даже продали свою единственную недвижимость и сейчас живут без собственной крыши над головой.

Сведения о действиях мошенников в 2021 году могут помочь будущим потенциальным жертвам не «подарить» свои сбережения обманщикам. Настало время разобраться, как чаще всего граждане попадались на крючок, какие потери при этом несли и скольких людей удалось обдурить жуликам.

Мошенничество в рублях и методы

Девять районов омской области получают в свою годовой бюджет меньше средств, чем выманили у жителей криминальные элементы: всего законопослушные граждане лишились за прошедший год шестисот шестидесяти трех и одной десятой миллиона рублей. Пятьсот тридцать шесть с небольшим миллионов было украдено по итогам четырех с лишним тысяч зарегистрированных полицией преступлений конкретно у обитателей областного центра.

Мошенники действовали с помощью таких средств, как:

  • вызовы на телефон жертвы якобы от банковских служащих;
  • жульничество с реальными или мнимыми товарами, распространяемыми через интернет;
  • привлечение людей к участию в игре в сфере фондовых бирж;
  • оплата покупок с карты, не принадлежащей покупателю.
  • Нередко представлялись мошенники именами реальных сотрудников банков или даже правоохранительных органов.

Некоторые пострадавшие на всякий случай уточняли в самих организациях наличие конкретного человека в штате, узнавали, что такой и правда там есть, и дальше уже не подозревали ничего плохого. Зачастую обманщики мотивировали жертв к «сотрудничеству» с ФСБ или МВД, иногда даже угрожали статьей в случае отказа от общения и подчинения указаниям из телефонной трубки. Кроме того, людей активно торопили, чтобы им было некогда сообразить, что дело тут нечисто: обосновывали спешку необходимостью успеть что-нибудь сделать (например, обезопасить свои деньги, переведя их на иной счет) раньше мнимых преступников.

Больше всего подобных преступлений регистрируется в тех районах Омска, на территории которых расположены крупные отделения широко известных банков: в Сбере, Альфа-банке и ВТБ оказалось наибольшее число обманутых клиентов. Чаще всего поводом для волнений потенциальной жертвы мошенников становится ложное сообщение о том, что с карты пытаются списать средства без участия ее владельца. Другой популярный предлог – блокировка карточки. Более тридцати шести процентов нарушений закона связано как раз со схемами, задействующими такие элементы.

Тридцать два с половиной процента пришлось на обмане лиц, которые хотели что-либо купить или реализовать на просторах интернета. «Бронзовую медаль» по частоте получают случаи прямой кражи денег с карты – либо с участием физической банковской карточки, либо с использованием кодов доступ к ней через мобильный телефон с установленным на нем соответствующим финансовым софтом.

Меньшими процентами обладают иные типы финансового жульничества, основанного на:

  • фальшивых банковских и товарных сайтах, копирующих реальные (1,4%);
  • оплате курьерских услуг и «страховых» сумм, а также попытках обладателей неприятных кредитных историй оформить крупный заем онлайн (1,5%);
  • отправке денег жертвами на мошеннические счета в качестве оплаты несуществующих выигрышей и страховок за соцвыплаты, попытках людей вернуть суммы, потраченные на неработающие медицинские приборы, лекарства и пищдобавки (1,7%);
  • взломе персональных аккаунтов в соцсетях (2, 4%);
  • псевдо-инвестировании в финпирамиды (4,2%).

Все эти способы отъема денег у населения позволили обманщикам «заработать» на доверчивых людях от шести тысяч рублей до шести и девяти десятых миллиона.

Половой расчет: кто чаще попадался на уловки жуликов?

Из ста тридцати «клиентов» мошенников мужчин было всего сорок два человека; восемьдесят две жертвы – это дамы. Пострадавшие от действий жуликов люди принадлежат к разным возрастным категориям – от восьмидесяти лет до двадцати. Мошенники стали к настоящему моменту настолько хитроумными, что способны обмануть не только бесхитростного рабочего, желающего сохранить невеликие сбережения, но и крупного бизнесмена или человека, занимающего высокий пост в не самой маленькой компании. Обжулили преступники даже одного профессора омского вуза.

Итоговый портрет пострадавшей аудитории

Согласно подсчетам на основе имеющихся данных возможно описать условного пострадавшего. Шестьдесят три процента ото всего количества жертв дистанционного обмана – это представительницы женского пола; им не меньше двух и не больше четырех десятков лет, но бывают типичные жертвы и постарше – от шестидесяти до восьмидесяти лет от роду.

Доход у такой «дамы с портрета» довольно невысок или относится к среднестатистическим показателям. Наиболее часто жертвы мошенников получают пенсию, занимаются исключительно домашним хозяйством, работают в торговой сфере или на государственной службе. Также бывают они зачастую и рабочими.

«Клиентка» мошенников владеет карточкой банка Сбер, ВТБ или Альфа, причем карта может быть как дебетовой, так и кредитной. Кроме того, дама может быть обладательницей кредита. Она не слишком часто общается с окружающими, волнуется за свои сбережения и в целом беспокоится обо многих вещах в жизни, поэтому «зацепить» ее и внушить ей что-нибудь, влекущее за собой доход для обманщиков, довольно несложно.